Статья 245 ГПК РФ. Дела, возникающие из публичных правоотношений

Текст статьи 245 ГПК РФ в новой редакции.

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

N 138-ФЗ, ГПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 245 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям ГПК помогут разобраться в нюансах гражданского процессуального права.

Нормативное закрепление дел, возникающих из публичных правоотношений в самостоятельном подразд. III разд. II ГПК "Производство в суде первой инстанции", обусловлено наличием общих признаков, характеризующих эти дела. К таковым можно отнести следующие:

- все споры носят публично-правовой характер и возникают из властеотношений, т.е. отношений "по вертикали";

- формой обращения в суд является заявление;

- обязательным субъектом спора является орган публичной власти или его должностное лицо, облеченное властными полномочиями;

- предмет судебного разбирательства - проверка законности оспариваемых правовых актов, решений, действия (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц;

- предмет судебной защиты: непосредственно - юридический интерес, опосредованно возможна защита частного правового интереса либо субъективного права;

- в этих делах доказывание и доказательства имеют ту специфику, что бремя доказывания законности оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) возложено законом на органы публичной власти их должностных лиц, издавших эти акты, принявших решения, совершивших действие (бездействие);

- в производстве по этим категориям дел отмечается специфическое проявление принципов диспозитивности, состязательности, судейского руководства процессом.

Изложенные признаки позволяют определить, что производство по делам из публичных правоотношений - это деятельность суда, осуществляемая в порядке гражданского судопроизводства по общим и специальным правилам гражданского процессуального законодательства, направленная на разрешение требования заинтересованного лица о защите юридических интересов, прав, свобод путем проверки законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц, с целью восстановления нарушенных юридических интересов, прав, свобод граждан и других субъектов правоотношений в полном объеме.

Статья 245 ГПК предусматривает определение подведомственности дел из публичных правоотношений судам общей юрисдикции. По своему содержанию она не является исчерпывающей. На это указывает абз. 7 ст. 245 ГПК ".иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда".

Подтверждением положения об отнесении к подведомственности суда общей юрисдикции иных дел по указанию ФЗ является введение ФЗ от 23.07.2010 N 178-ФЗ абз. 5, касающегося реадмиссии. Реадмиссия - это передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Кроме того, ФЗ от 06.04.2011 N 66-ФЗ дополнил ст. 245 ГПК делами, связанными с административным надзором за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В абз. 2 ст. 245 ГПК указано, что дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части подведомственны судам общей юрисдикции, если эти дела не отнесены федеральным законом к компетенции иных судов. Под "иными судами" следует понимать суды арбитражной юрисдикции, КС РФ и уставные суды субъектов.

К подведомственности арбитражного суда отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 191 АПК).

В соответствии со ст. 125 Конституции КС РФ проверяет нормативные правовые акты на предмет соответствия их положениям Конституции.

Мировые судьи, а также третейские суды не вправе рассматривать дела, возникающие из публичных правоотношений.

Рассматривая открытый перечень подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, судам следует учитывать положения ст. 18 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Кроме этого, ч. 2 ст. 46 Конституции предусматривает безусловное право обжалования в суд решения, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Эти положения Конституции позволяют считать, что судам общей юрисдикции подведомственны все дела по спорам граждан с органами публичной власти и их должностными лицами в случае нарушения последними прав, свобод, законных интересов принятыми решениями, действиями (бездействием).

Решая вопрос о подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, следует учитывать коллизию следующего содержания. Постановлением Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 (п. 7) из подведомственности дел судов общей юрисдикции исключены дела об административных правонарушениях. В то же время АПК содержит гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях". Различный подход к определению судебной подведомственности одних и тех же дел, возникающих из публичных правоотношений: дел по жалобам об административных взысканиях, не оправдан ни практически, ни теоретически, ни правоприменительной практикой <1>.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник "Гражданский процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2014 (5-е издание, переработанное и дополненное).

<1> Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 422, 438 - 441; Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть. М., 2007. С. 376 - 377.

Не подлежат судебному рассмотрению заявления об оспаривании таких решений, действий (бездействия), которые органы публичной власти и их должностные лица вправе, но не обязаны совершать в отношении конкретных лиц (например, решения о поощрениях, наградах и т.п.).

На некоторые вопросы подведомственности исследуемых дел судам общей юрисдикции указывает в своих постановлениях ВС РФ. Так, п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 исключил из судебной подведомственности дела об оспаривании в порядке гл. 25 ГПК решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей. Эти дела должны рассматриваться по правилам искового производства.

Проблемы производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, обнаруживает правоприменительная судебная практика. Об этом свидетельствует принятие Пленумом ВС РФ соответствующих постановлений по отдельным категориям дел, возникающих из публичных правоотношений <1>.

--------------------------------
<1> См.: Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48, от 10.02.2009 N 2.

Следующий комментарий к статье 245 ГПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 245 ГПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Гражданин вправе оспорить в суд любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющих его права <685>.

--------------------------------
<685> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" // Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам / Сост. А.П. Рыжаков. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 550.

2. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 ГПК РФ и ст. 29 АПК РФ судам общей юрисдикции не подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

3. К тому же ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и судебную процедуру рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок устанавливает КоАП РФ <686>.

--------------------------------
<686> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 года N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Автограф, 2004. Том 1; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.

4. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений рассматриваются по нормам ГПК РФ не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права <687>.

--------------------------------
<687> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 года N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Автограф, 2004. Том 1.

5. Дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, носящих нормативный характер <688>, рассматриваются как дела, возникающие из публичных правоотношений, по общим правилам ГПК РФ с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами Российской Федерации.

--------------------------------
<688> За исключением дел, подсудных Конституционному Суду РФ.

6. В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы (оспорены) в суд. Никаких исключений из этой нормы в Конституции РФ не предусмотрено <689>.

--------------------------------
<689> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 7 августа 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 12. С. 8 - 9.

7. В суд могут быть оспорены следующие действия:

- направление военнослужащего срочной службы для прохождения службы в Чеченскую Республику;

- отказ военнослужащему в выделении жилья;

- отстранение бортового инженера-испытателя от полетов на неопределенный срок <690> и др.

--------------------------------
<690> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1995 год.

8. Арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании вышеуказанных ненормативных правовых актов. Соответственно требования организаций и граждан-предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами <691>.

--------------------------------
<691> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" // Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам / Сост. А.П. Рыжаков. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 551.

9. Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не предусмотрена ответственность суда или судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом или судьей решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных решения или иного судебного акта. Действия судьи при рассмотрении конкретного гражданского дела регламентируются нормами ГПК РФ, в соответствии с которыми предусмотрена возможность обжалования решений суда первой инстанции в вышестоящий суд в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Жалобы же на действия (бездействие) судьи, составляющие состав дисциплинарного проступка, рассматриваются квалификационной коллегией судей <692>.

--------------------------------
<692> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 1999 года N КАС99-324.

10. Судья не вправе принимать заявления прокуроров о признании недействительными актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан - предпринимателей, поскольку рассмотрение таких заявлений в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 29 АПК РФ подведомственно арбитражному суду и прокурор в силу ст. ст. 4, 52 АПК РФ вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

11. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении Федеральной миграционной службы России - это строгая мера принуждения, и поэтому ее применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия ее применения. Лицо, временно размещенное в специальном учреждении, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

12. Изоляция от общества иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, путем размещения его в специальном учреждении позволяет наиболее продуктивно обеспечить те цели, которые достигаются применением института реадмиссии. Однако данная мера связана с существенным ограничением личной свободы граждан и поэтому должна применяться только в тех случаях, когда имеются к тому фактические и юридические основания.

13. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <693> поднадзорным лицом именуется лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.

--------------------------------
<693> См.: Собр. законодательства РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

14. См. также комментарий к ст. ст. 4, 22, 24, 26, 45, 133 - 135, 246, 254, 255, 259, 261.1 - 261.6 ГПК РФ.

Остались вопросы по ст 245 ГПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 245 ГПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.