Статья 1 ГПК РФ. Законодательство о гражданском судопроизводстве

Текст статьи 1 ГПК РФ в новой редакции.

1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

N 138-ФЗ, ГПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 1 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям ГПК помогут разобраться в нюансах гражданского процессуального права.

1. Часть 1 ст. 1 ГПК называет законодательные акты, регулирующие порядок гражданского судопроизводства и отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства. Их перечисление производится в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции об отнесении гражданского процессуального законодательства к предмету ведения Российской Федерации, а также с учетом правил иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе: Конституция; ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2012); ГПК; ФЗ от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (в ред. от 04.03.2013); другие федеральные законы. Следует обратить внимание на то, что ГПК назван наряду с Конституцией и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в качестве нормативного правового акта, в соответствии с которым должны приниматься другие федеральные законы. Иными словами, установлен некий приоритет норм ГПК над гражданскими процессуальными нормами других федеральных законов, независимо от времени их принятия. Заметим, что еще более ярко был выражен приоритет ГПК РСФСР 1964 г., прямо устанавливавшего: "Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям настоящего Кодекса". Приведенная норма ГПК РСФСР противоречила позиции КС РФ, высказанной им в Определении от 05.11.1999 N 182-О о неконституционности норм, устанавливающих приоритет норм ФЗ в отношении норм равных по юридической силе ФЗ. Позже в Постановлении КС РФ от 29.06.2004 N 13-П признаны соответствующими Конституции нормы ст. 7 УПК, согласно которым суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК. КС РФ, в частности, указал: ".независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. положения частей первой и второй статьи 7 УПК Российской Федерации закрепляют приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими обычными федеральными законами." Изложенное служит основанием для вывода о приоритете норм ГПК, регулирующих порядок гражданского судопроизводства, перед другими федеральными законами <1>.

--------------------------------
<1> Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2007 (автор главы - А.Т. Боннер); Грось Л.А. О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 10.

На наш взгляд, норма ч. 1 ст. 1 ГПК о приоритете норм ГПК над гражданскими процессуальными нормами, содержащимися в других федеральных законах, не находит применения на практике. Так, например, явно не соответствует ст. 134 ГПК, содержащей исчерпывающий перечень оснований к отказу в принятии иска, норма ст. 17 СК, в соответствии с которой муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. При наличии информации о приведенных в ст. 17 СК обстоятельствах судья отказывает в принятии иска, а узнав о них после возбуждения дела, прекращает производство по нему. Между тем, исходя из установленного в ч. 1 ст. 1 ГПК приоритета норм ГПК над процессуальными нормами, содержащимися в других федеральных законах, в нашем примере - в СК - указанные факты могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, но не в принятии иска и рассмотрении его по существу.

Конституция является важнейшим источником норм гражданского процессуального права. Как было отмечено выше, именно Конституция относит гражданское процессуальное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации. Нормы Конституции устанавливают самостоятельность судебной власти, провозглашают правосудие в качестве важнейшей гарантии прав и свобод человека и гражданина и гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 18, ч. 1 ст. 46). В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В Конституции содержатся нормы-принципы гражданского судопроизводства: равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), осуществление правосудия только судом (ч. 1 ст. 118), независимость судей и подчинение их только Конституции и ФЗ (ст. 120), гласность судопроизводства, состязательность, процессуальное равноправие сторон (ст. 123), назначаемость судей судов общей юрисдикции (ст. 128). В ст. 50 и 51 Конституции содержатся нормы института доказывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции. Это требование Конституции в полной мере относится к ГПК. Со времени его принятия КС РФ выносились постановления о признании неконституционными отдельных норм ГПК. Таковы Постановления КС РФ от 18.07.2003 N 13-П; от 27.01.2004 N 1-П; от 25.02.2004 N 4-П; от 26.12.2005 N 14-П; от 12.07.2007 N 10-П; от 27.02.2009 N 4-П.

В ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" нашло развитие содержание конституционных принципов правосудия. В частности, в нем детальнее, чем в Конституции, определяется понятие судебной власти, основ статуса судей и компетенции судов в России, а также отдельных принципов гражданского процессуального права - равенства всех перед законом и судом, независимости судей, языка судопроизводства и гласности судебного разбирательства.

В систему судов общей юрисдикции ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" введены судьи субъектов РФ - мировые судьи. Установлено, что полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ (ст. 28 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Как отмечено выше, гражданское процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится административное и административно-процессуальное законодательство. Из этого следует, что указание на установление порядка деятельности мирового судьи законом субъекта РФ в ст. 28 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" действует лишь в части административного судопроизводства по назначению административных наказаний. Кроме того, законами субъектов РФ могут регулироваться отношения в сфере организационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей субъектов РФ.

Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 1 ГПК следует, что порядок рассмотрения гражданских дел мировыми судьями определяется Конституцией, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ГПК, ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", иными федеральными законами, но не законами субъектов РФ.

Статья 1 ГПК не называет особо в числе источников гражданского процессуального права ФКЗ от 23.06.1999 N 1-ФЗК "О военных судах Российской Федерации" (в ред. от 07.02.2011). Между тем этот Закон разграничивает полномочия отдельных звеньев системы военных судов, в том числе устанавливает правила родовой подсудности гражданских дел военным судам (ст. 7, 9 - 23 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации").

К источникам норм гражданского процессуального права относятся также федеральные законы, являющиеся в основном материально-правовыми нормативными актами (ГК, СК, ТК и др.). Таковы, например, нормы п. 1 ст. 162 ГК; ст. 17, 21, 24, 27, 38, 44, 49, 50, 52, 70 СК; ст. 391, 393 - 397 ТК; разд. IV Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; разд. VI Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. от 21.11.2011).

Особое значение для гражданского судопроизводства имеют нормы материального права, регулирующие спорные отношения, устанавливающие правовой статус их субъектов и называющие юридические факты, влекущие их возникновение, изменение и прекращение. Особенности названных отношений определяют уровень полноты специфических принципов гражданского процессуального права, а также выбор вида гражданского судопроизводства. Представляется неверным мнение о процессуально-правовом характере норм материального права, так или иначе влияющих на содержание процессуальных институтов. Общеизвестны, например, "формулы": "надлежащий ответчик в гражданском деле - предполагаемый субъект обязанности в спорном материальном правоотношении"; "основанием процессуального правопреемства является правопреемство, наступившее в спорном материальном правоотношении", "предмет доказывания по гражданскому делу определяется, исходя из гипотезы либо гипотезы и диспозиции нормы материального права, регулирующей спорное материальное отношение". А.Т. Боннер, исследуя отраслевой характер норм, устанавливающих различные презумпции (п. 1 ст. 152, п. 2 ст. 1064, ст. 1073, п. 1 ст. 1076, п. 1 и 2 ст. 1079 ГК), делает вывод: это нормы материального права, имеющие в то же время существенное процессуальное значение в связи с их влиянием на распределение обязанностей по доказыванию между сторонами в гражданском деле, а следовательно, на содержание принципа состязательности по таким делам <1>.

--------------------------------
<1> Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2007. С. 11.

2. Часть 2 ст. 1 ГПК содержит правило, основанное на положении ч. 4 ст. 15 Конституции: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть ее правовой системы. Это принципиальное положение закреплено также в ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2012). Неукоснительно правило: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные ГПК, то применяются процессуальные правила международного договора. В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (в ред. от 06.02.2007) дается разъяснение, что к общепризнанным принципам и нормам международного права относятся принципы и нормы, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах. Называются, в частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (в ред. от 05.03.2013) дается определение общепризнанных принципов и общепризнанных норм международного права, а также международных договоров РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией. Особое внимание в Постановлении Пленума уделено Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., механизм которой включает обязательную юрисдикцию ЕСПЧ. Позже, в Постановлении Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", ВС РФ подтвердил обязательность для судов России толкования положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, подлежащих применению в конкретном деле, данное ЕСПЧ по рассмотренному им ранее делу.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 1 ГПК гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений, постановлений других органов за исключением актов арбитражных судов. Иными словами, гражданский процессуальный закон не имеет обратной силы. В то же время из смысла ч. 3 ст. 1 ГПК следует и другой вывод. Если после возбуждения гражданского дела гражданский процессуальный закон изменился, применению подлежит измененный закон, если иное прямо не оговорено в нем. Истории гражданского процесса известны несколько необычные способы изменения его действия. Напомним ситуацию, сложившуюся в связи с принятием АПК и введением в действие § 1 гл. 4 АПК, посвященного подведомственности гражданских дел арбитражным судам. ФЗ от 24.07.2002 N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2011) было предписано судам общей юрисдикции с согласия истцов передать на рассмотрение арбитражных судов гражданские дела, ставшие в соответствии с новым АПК подведомственными арбитражным судам. Альтернативой несогласия истца было прекращение производства по делу в суде общей юрисдикции. При том что в суде общей юрисдикции дела возбуждались в соответствии с ГПК.

4. Частью 4 ст. 1 ГПК подтверждена возможность применения судами норм процессуального права по аналогии закона или аналогии права. (Впервые она была предусмотрена в ГПК РСФСР 1964 г. в соответствии с ФЗ от 07.08.2000 N 120-ФЗ.) Известно неприятие учеными в областях теории права и публичных отраслей права возможности применения аналогии публичного закона и аналогии публичного права. АПК не предусматривает такой возможности в арбитражном процессе. Убедительные доводы относительно применения гражданских процессуальных норм по аналогии закона и принципов гражданского процессуального права (по аналогии права) приводит А.Т. Боннер <1>. Приведенный автором перечень примеров такого применения можно продолжить. Так, например, в ситуации, описанной в ч. 3 ст. 263 ГПК, когда наличие спора о праве гражданском устанавливается при подаче заявления, суды применяют по аналогии ч. 3 ст. 247 ГПК - оставляют заявление без движения. ВС РФ разъяснил возможность применения по аналогии норм гл. 35 ГПК при рассмотрении дел о принудительной госпитализации лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, на основании ФЗ от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2011) <2>. Судебной практике известно применение по аналогии норм не ГПК, а другого закона - ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса" - для решения вопроса о порядке исчисления срока обжалования постановлений судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в ред. от 10.02.2009)).

--------------------------------
<1> Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2007. С. 13 - 16.
<2> См.: Обзор судебной практики ВС РФ от 23.11.2005 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года".

Не являются источниками норм гражданского процессуального права постановления КС РФ, Пленума ВС РФ. Ни один суд в России не является правотворческим органом. Однако применение процессуальных норм в судах общей юрисдикции невозможно без учета постановлений КС РФ. Постановления Пленума ВС РФ - акты официального, а следовательно, обязательного толкования норм права (ст. 126 Конституции).

Следующий комментарий к статье 1 ГПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 1 ГПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

2. К числу законов, в которых содержатся гражданско-процессуальные нормы, относятся: Конституция РФ, ГПК РФ и некоторые другие законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы) РФ (РСФСР).

3. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

4. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении гражданского процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего гражданско-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве гражданско-процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

7. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, судья, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в гражданском процессе, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан вышеуказанными субъектами гражданского процесса в ходе назначения судебного заседания и судебного разбирательства и в любой иной стадии рассмотрения дела.

8. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при принятии решений по конкретным гражданским делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) <1>, но гражданско-процессуальных норм в себе не содержат.

--------------------------------
<1> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (См.: Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 462).

9. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения ГПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения <2>.

--------------------------------
<2> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 марта 1994 г. по делу Лукьянова А.И. и др. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 5. С. 12.

10. Судам при осуществлении гражданского процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

11. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

12. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора <3>.

--------------------------------
<3> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. С. 531.

13. Если гражданско-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с гражданским процессом или даже названного в ГПК РФ действия (решения), допустимо использование гражданско-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

14. Лица, вовлеченные в сферу гражданского судопроизводства, должны осуществлять свои действия в соответствии с нормами гражданско-процессуального права. В случае же отсутствия в гражданско-процессуальном законодательстве разъяснений той или иной нормы правомерно использование по аналогии одноименных толкований уголовно-процессуальных положений. В особенности данное правило распространимо на использование в гражданском процессе разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся уголовно-процессуальных институтов.

15. Вопросы некоторых принципов судопроизводства, порядка производства судебных действий и др. в уголовном процессе более подробно, чем в гражданском судопроизводстве, официально разъяснены. Указанные разъяснения целесообразно знать и использовать при толковании гражданско-процессуальных норм.

16. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина <4>.

--------------------------------
<4> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531).

17. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов и от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

18. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

19. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.

20. Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система", являются официальными.

21. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

22. Действие гражданско-процессуального закона прекращается в двух случаях:

а) когда вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;

б) когда закон отменен.

23. При осуществлении гражданско-процессуальной деятельности всегда применяется гражданско-процессуальный закон, действующий, соответственно, во время назначения судебного разбирательства, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.

24. Где бы на территории РФ не возник спор, рассмотрение которого должно осуществляться в гражданском порядке, производство по такому делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями ГПК РФ.

25. Установленный гражданско-процессуальными законами порядок осуществления гражданско-процессуальных действий и принятия гражданско-процессуальных решений является единым и обязательным по всем гражданским делам и для всех судей, судов общей юрисдикции России.

26. Нормы Закона субъекта РФ "О Конституционном Суде субъекта РФ" не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции <5>.

--------------------------------
<5> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 9. С. 10.

27. Вопросы судоустройства и прокуратуры отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции РФ. Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, касающегося судоустройства и прокуратуры, противоречит п. "о" ст. 71 Конституции РФ и ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6>.

--------------------------------
<6> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 6. С. 2.

28. Вопрос о подведомственности спора суду должен решаться в соответствии с процессуальным законодательством, действующим на день обращения заинтересованного лица за судебной защитой, а не на день возникновения спора <7>.

--------------------------------
<7> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7. С. 15.

29. См. также комментарий к ст. ст. 11, 247, 253, 258, 304, 328 ГПК РФ.

Остались вопросы по ст 1 ГПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 1 ГПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.